В рамках решения задач Экспертного совета в части экспертных дискуссий и подготовки публикаций, направленных на развитие деятельности организации в сфере образования и профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также выполнения плана работы на 2022 – 2023 год эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» 24.07.2023г. рассмотрели отчет о научно-исследовательской работе организации за период январь-июнь 2023 г.

В отчете были представлены результаты проведенного исследования актуальных проблем развития
интеллектуального и человеческого капитала как феномена цифровой экономики, методов и инструментов управления знаниями, а также исследования возможностей образовательных технологий на основе дидактического потенциала цифровых технологий, в том числе когнитивной цифровой лингвистики, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, как стратегической линии профессионально-личностного развития таких категорий граждан, внедрения инновационных разработок в практику реализации электронного обучения маломобильных групп граждан.


Эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» 17.11.2022 г. приняли участие в работе X Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация науки и высшего образования: отечественный и зарубежный опыт» На конференции с докладом «Цифровая трансформация образования» выступил исполнительный директор ОООИ ОИ Карпенко Михаил Петрович. Основные тезисы доклада, читать далее

Карпенко М.П. Образование и пандемия. Первые уроки и предстоящая трансформация массового образования: монография.
Введение  Заключение

Разразившаяся пандемия COVID-19 обнажила и высветила недостатки российской системы образования. Пандемия подтолкнула образовательное сообщество ускорить решение основных задач образовательной отрасли XXI века – цифровую трансформацию образования, развитие научных основ дидактики, опирающейся на современные технологии. И только в этом случае можно рассчитывать на то, что на современные вызовы системой образования будут даны удовлетворяющие общество ответы и решения. Монография адресована специалистам в области образования, а также всему образовательному сообществу, заинтересованному в развитии системы образования.

Анализ этических проблем цифровизации образования. Опубликовано в журнале «Инновации в образовании», 2022, № 10.

В статье названы основные образовательные тренды, такие как персонализация и инклюзивное обучение, дистанционные технологии, предиктивная аналитика. Наряду с очевидными достоинствами названные тренды могут служить источниками определенных этических проблем, вполне сопоставимых с открывающимися возможностями. Авторами рассмотрена этическая составляющая применения персональных данных, технологий искусственного интеллекта, роботизации, и других в современном образовательном процессе.

 Управление образовательным процессом в электронной информационно-образовательной среде. Опубликовано в журнале «Инновации в образовании», 2022, № 7.

На примере цифровой платформы Ровеб показано, что практика организации управления образовательным процессом в электронной информационно-образовательной среде выявила необходимость предоставления каждому элементу организационной системы «рабочего места» в формате цифрового личного кабинета; формирование событийной модели образовательных процессов; выявление количественных индикаторов академических фактумов; разработку сервисов, функционирующих на основе отклонений индикаторов от заданной величины.

Менторские и тьюторские функции при обучении в цифровой среде: особенности управленческого воздействия и программное обеспечение. Опубликовано в журнале «Экономика образования», 2022, №3.

В статье раскрывается сущность тьюторского и менторского сопровождения обучающихся, функции менторов и тьюторов в условиях электронного обучения. На примере цифровой образовательной платформы Ровеб рассмотрены возможности реализации управленческих воздействий тьютора, ментора и администрации вуза на индивидуальный учебный процесс, с использованием программного обеспечения образовательной платформы.

 Современная архитектура образовательных программ для массового образования. Опубликовано в журнале «Инновации в образовании», 2022, № 5.

Формирование компетенций обучающихся начинается с образовательной программы, подбора модулей и курсов, ориентированных на тенденции развития наук. Архитектура образовательной программы для массового высшего образования должна предусматривать унификацию учебных планов с заранее вычерченной структурой, которая заполняется междисциплинарными модулями, состоящими из дисциплинарных курсов. Большое значение приобретает творческая работа преподавателей — разработка архитектуры образовательных программ.

 Анализ подходов к обеспечению качества образования на основе цифровой инфраструктуры вуза. Опубликовано в журнале «Инновации в образовании», 2022, № 5.

В статье анализируются различные подходы университетов к развитию цифровой инфраструктуры и EdTech-инструментов с целью обеспечения качества высшего образования. Рассмотрены примеры применения цифрового образовательного контента, способов его доставки через инфраструктуру обучения, поддержки обучающихся в цифровой среде. Показано, что рост качества образования во многом обеспечивается возможностями цифровых образовательных платформ, объединяющих контент, сервисы оценивания и поддержки обучения.

 Когнитивные подходы к построению микрообучения. Опубликовано в журнале «Инновации в образовании», 2021, № 8.

Время является основным лимитирующим фактором современной действительности, и разрешением противоречия между все большим объемом поступающей информации и временем, отведенным на освоение образовательной программы, может стать формат микрообучения. На основе когнитивного подхода показано, что базовую основу содержания микрокурса должно составлять текстовое представление информации, содержащей не более семи понятий. Время освоения микрокурса определяется сложностью концептов, его образующих.

 Персональное обучение и тьюторинг. Опубликовано в журнале «Инновации в образовании», 2021, № 7.

В статье показана необходимость и принципиальная возможность в условиях цифровизации образования изменения роли преподавателей, изъятия из их функций рутинных работ, которые могут выполняться интеллектуальными роботами, переключение преподавателей на научную деятельность и персональную работу с обучающимися в виде руководства их учебным творчеством; создания института тьюторинга в рамках персонализации образования для психологической поддержки обучающихся и повышения уровня их мотивации.

 Современные дидактики очного обучения. Опубликовано в журнале «Инновации в образовании», 2021, № 4.

В статье представлен сравнительный анализ применяющихся в настоящее время дидактик, рассмотрены их возможности и ограничения в зависимости от важнейших параметров дидактики — степени персонализации обучения и способов передачи знаний. Показано, что логика развития современной технологической цивилизации должна привести ко всеобщему применению двух дидактик: персональной электронной и очно-персональной в двух модификациях – непосредственного и телекоммуникационного контакта.


Эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» под руководством и при активном участии Председателя Центрального правления Рякина А.В., провели аналитическое исследование на тему «Управление качеством системы непрерывного профессионального образования, отвечающего запросам современного рынка труда для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы, возможности и перспективы развития», по результатам которого был подготовлен аналитический отчет. Читать далее…


В рамках решения задач Экспертного совета в части экспертных дискуссий и подготовки публикаций, направленных на развитие деятельности организации в сфере социального предпринимательств, а также выполнения плана работы на 2021 – 2022 год эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» рассмотрели проблемы, возможности и состояние современного рынка труда для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), перспективы развития и пути совершенствования системы поддержки стремления и реализации целей построения карьеры молодых людей с ОВЗ и инвалидностью Читать далее…


Эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» провели исследование проблем образования инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных граждан

Общеизвестно, что степень заботы общества о своих социально незащищенных гражданах, характеризует уровень его нравственной зрелости. В частности, в образовании встает вопрос о социальном равенстве, проявляющемся в возможности доступа к получению образования граждан, ограниченных какими-либо условиями – таких как маломобильные группы населения — инвалиды, осужденные, граждане, проживающие и работающие в экстремальных условиях и на удаленных территориях и т.д. Читать далее…


Эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» провели исследование проблем профессионального самоопределения и трудоустройства молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание было уделено законодательству, регулирующему трудоустройство молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поскольку трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизни. Она позволяет экономически обеспечить себя, реализовать свои профессиональные и личные качества и, что особенно важно, приобщиться к социальным ценностям. Читать далее…


Обсуждение аналитического доклада Минобрнауки 26.08.2020 Эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» провели обсуждение аналитического доклада Минобрнауки «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее», учитывая большую значимость этого доклада для образовательных организаций, организующих обучение для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных категорий граждан. Читать далее…


Август 2020 г. В рамках участия в конкурсе на получения грантов (Правительства Москвы, Правительства РФ и др.) Общероссийской общественной организацией инвалидов «Образование для инвалидов» рассматриваются проблемы, перспективы развития и возможные решения совершенствования системы образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, в том числе такие вопросы, как: особенности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, нормативно-правовое обеспечение, экспертный анализ современной системы образования и перспективы развития образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в ХХI веке., инклюзивное образование, сравнительная аналитика в мире и России по проблеме прав инвалидов и лиц с ОВЗ на образование, социализацию и интеграцию в общество. Читать далее…


Выдержки из монографии «Эдукология» под ред. М.П. Карпенко, Москва, 2020. Предисловие (pdf), заключение (pdf)

Бурно развивающаяся ветвь педагогических наук – эдукология – призвана решить основные задачи образовательной отрасли XXI века цифровую трансформацию образования, развитие научных основ дидактики, опирающейся на современные технологии и достижения нейронаук, создание отрасли массового высшего образования. Материалы монографии являются результатом научных исследований в различных областях знаний: экономике и социологии образования, современных представлений о принципах работы мозга, юридических аспектах образовательной деятельности, использовании информационно-коммуникационных технологий и достижений в области роботизации и искусственного интеллекта.


Вопросы доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Публикация я в журнале «Право и образование», №2, 2019 г.

В статье формулируются цели и задачи ОООИ «Образование для инвалидов», являющиеся приоритетными для достижения миссии организации – социализации инвалидов, улучшения качество жизни через получение образования.


Социальные технологии обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана эффективность социальных технологий обеспечения массовой доступности образовательных услуг для инвалидов с использованием электронного обучения по сравнению с техническим оснащением зданий вузов.


Образование. Социум. Прогресс. Монография, Москва, 2016 г

В монографии доказывается, что именно высшее образование оказывает важнейшее влияние на геодемографические, финансовые, социальные показатели, характеризующие качество жизни современного общества и успешной личности.


Современные педагогические технологии социализации обучающихся в электронной информационно-образовательной среде. Публикация в журнале «Инновации в образовании», №11, 2018 г

В статье проанализированы различные подходы к определению образовательной среды, приведены результаты исследований, которые подтверждают, что педагогические технологии электронного обучения позволяют создать коллегиальную среду, которая характеризуется активным взаимодействием обучающихся друг с другом.


Вопросы образования людей «серебряного» возраста. Публикация в журнале «Право и образование», №3, 2019 г

В статье поднимается вопрос о необходимости научного анализа и осмысления опыта обучения людей третьего возраста, поиска оптимальных условий реализации непрерывного образования для этой категории граждан.