Август 2020 г. В рамках участия в конкурсе на получения грантов (Правительства Москвы, Правительства РФ и др.) Общероссийской общественной организацией инвалидов «Образование для инвалидов» рассматриваются проблемы, перспективы развития и возможные решения совершенствования системы образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, в том числе такие вопросы, как: особенности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, нормативно-правовое обеспечение, экспертный анализ современной системы образования и перспективы развития образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в ХХI веке., инклюзивное образование, сравнительная аналитика в мире и России по проблеме прав инвалидов и лиц с ОВЗ на образование, социализацию и интеграцию в общество.
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) число инвалидов достигает около 13% от всего населения земного шара, в связи с чем интеграция, адаптация и реабилитация людей с ОВЗ является показателем зрелости общества. Для этого, кроме медицинской помощи необходимо оказание социальной помощи, в том числе, создание условий получения образования различных уровней, что позволит индивидууму с ОВЗ удовлетворить его личные потребностей и осуществить наиболее полную социализацию личности.
По данным исследования ВОЗ, 785 млн. человек в возрасте от 15 лет и старше живут с инвалидностью, из них 110 млн. страдают тяжёлыми формами расстройств. Среди детей в возрасте от 0 до 14 лет эти показатели составляют 95 млн. и 13 млн соответственно. Эта цифра возрастает в связи со старением населения и увеличением числа людей, страдающих хроническими заболеваниями, напрямую связанными с инвалидностью: диабетом, кардиоваскулярными болезнями, ментальными расстройствами и др. Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья; одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.
Международная организация труда сообщает, что среди населения трудоспособного возраста почти 400 млн — инвалиды группы. Многие из них нигде не работают. Большинство работодателей считают их недееспособными. По статистике работающих инвалидов всего лишь 20% от их общего числа. Остальные 80% являются безработными. В России насчитывается почти 12 млн человек с инвалидностью, сообщил Минтруд России. По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2019 года в Российской Федерации насчитывается 11,95 млн инвалидов, в том числе 679,9 тыс. детей-инвалидов.
В настоящее время образованию уделяется особое внимание, и забота государства о гражданах с физическими или психическими отклонениями предоставляет им возможность получить профессию. Для последних это является очень важным моментом, поскольку даже при относительно налаженном уровне жизни им необходимо контактировать с окружающими и получать удовлетворение от собственной полезности для общества. А тем людям, которым приходится как-то выживать на мизерное пособие, выплачиваемое после утверждения статуса инвалидности, наличие образования позволит осуществлять трудовую деятельность, и тем самым стабилизировать свое финансовое положение. Что касается детей-инвалидов, то для них образование нередко становится основным направлением в выборе профессии и последующих жизненных шагов.
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и условием их интеграции в общество. Успешная профессиональная самореализация лиц с инвалидностью и ОВЗ является производной от многих составляющих, в число которых входят условия, качество воспитания и обучения на разных ступенях общего образования, начиная с дошкольного возраста, содержание и качество реализации предпрофессиональных и основных этапов профессионального образования.
Целевые установки, задачи, организационные, нормативные и правовые аспекты профессионального образования отражены в современной законодательной базе и формально способны поддерживать и регулировать процессы приобретения доступных профессий лицами с инвалидностью и ОВЗ, защищать их право на трудовую деятельность и регламентировать необходимые для этого условия. Задачи социальной интеграции инвалидов постепенно становятся доминирующими в нашей стране.
Особое внимание в исследованиях ОООИ «Образование для инвалидов» уделяется инклюзивному образованию, т.к. это имеет важное социальное значение для становления открытого и толерантного общества в Российской Федерации. Однако прежде всего это педагогический процесс. В системе высшего образования оно только начинает обретать формы: развиваются педагогические технологии инклюзивного образования, составляются нормативные правовые акты обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, методические и организационные подходы в высшем образовании. Внедряются и интегрируются инновационные технологии и технические системы с дидактическими пособиями, применение которых в учебном процессе необходимо для реализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий. Практически все образовательные организации всех уровней образования имеют опыт взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью, в качестве субъектов образовательного пространства вуза. Инклюзия как способ организации обучения детей и молодежи с ОВЗ признана всем мировым сообществом наиболее гуманной, поэтому стала одной из ведущих стратегий в российской образовательной политике.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья дает шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. Иначе говоря, это особый социальный ресурс, имеющий первостепенное значение, целенаправленно действующий на уменьшение изоляции и экономической зависимости. Но организация образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов: она устанавливает жесткие барьеры, закрепляя и так существующее неравенство и сегрегацию. По мнению экспертов, именно эта, внутренне сложная и многообразная, категория людей служит своего рода социальным индикатором истинной доступности образования для населения в целом.
Значительное внимание в области устойчивого развития на период до 2030 года, содержащейся в резолюции 70/1 Генеральной Ассамблеи ООН, уделяется инвалидам в контексте развития, особенно с учетом принципов обеспечения того, чтобы никто не был забыт, и обеспечения охвата в первую очередь самых отстающих. В Повестке дня на период до 2030 года признано, что инвалиды являются уязвимой группой населения, и содержится призыв к расширению их прав и возможностей. В этом документе подчеркивается также, что в ходе проведения обзора и последующей деятельности по реализации Повестки дня потребуются качественные, доступные, актуальные и достоверные разукрупненные данные для оценки достигнутого прогресса и обеспечения того, чтобы никто не был забыт, поскольку такие данные крайне необходимы для процесса принятия решений.