Эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» провели обсуждение аналитического доклада Минобрнауки «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее», учитывая большую значимость этого доклада для образовательных организаций, организующих обучение для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных категорий граждан.

Сегодня стала очевидна бедность и недостаточная развитость рынка системных продуктов и сервисов для управления обучением LMS (Learning Management System), образовательным процессом EMS (Education Management System) и виртуальных сред обучения VLE (Virtual Learning Environment), обеспечивающих эффективную работу вуза. Как отмечается в докладе, самостоятельно вузы не способны разрабатывать комплексные масштабируемые решения высокого класса.

Во время обсуждения эксперты пришли к выводу, что существующая в России система организации электронного обучения требует серьезного пересмотра и формирования новых подходов по внедрению лучших существующих практик, которой, по мнению экспертов ОООИ «Образование для инвалидов», является платформенное образование, воплощающее дидактику роботизированную, свободную (кастомизированную), осуществляемую в Веб-среде. Образцом такой дидактики является ИТ-платформа Ровеб, которая позволяет обучающемуся самостоятельно создавать персональную образовательную траекторию. Главная особенность Ровеб – множество роботизированных сервисов, минимальное количество порталов (для студентов – одно «окно» — Личная студия) и мощная база данных.

Для активного внедрения платформенного образования требуется пересмотр подходов к контрольно-надзорной деятельности. Необходимо доверие к вузам с устойчивой репутацией, профилактика нарушений и оказание методической помощи хозяйствующим субъектам при реализации требований законодательства. Требуется трансформация традиционных плановых проверок в системный мониторинг соблюдения требований законодательства, который не требует визитов инспекторов и запрос документов. Последствия кризиса, вызванного пандемией, будут отдаваться эхом в системе образования еще несколько лет. Поэтому, вероятно, есть смысл рассмотреть возможность отмены всех проверок, например, до конца 2024 г., кроме проверок финансовой дисциплины.

Еще один вопрос, требующий особого внимания – это обучение студентов и преподавателей с целью формирования у них компетенций цифровой дидактики. Вероятно, для этого потребуются специальные курсы, особенно для преподавателей, т.к., по данным доклада Минобрнауки «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее», 88% преподавателей негативно воспринимают дистанционные дидактики, а только 6,5 % студентов не смогут завершить обучение дистанционно, им необходимо очное обучение.

Эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» пришли к выводу, что необходимо подготовить предложения по:

  1. повышению квалификации преподавателей и администрации образовательных организаций по реализации удаленного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
  2. развитию цифрового кураторства в области сопровождения онлайн обучения.

Учитывая, что предполагается пересмотр законодательства в области образования (образовательная гильотина), эти предложения могут быть представлены в государственные структуры и общественные институты, задачей которых является совершенствование образовательного законодательства, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ответственный по проекту – исполнительный директор ОООИ «Образование для инвалидов» Рякин Александр Викторович.