Эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» под руководством и при активном участии Председателя Центрального правления Рякина А.В., провели аналитическое исследование на тему «Управление качеством системы непрерывного профессионального образования, отвечающего запросам современного рынка труда для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы, возможности и перспективы развития», по результатам которого был подготовлен аналитический отчет.
Актуальность исследования обусловлена происходящей в настоящее время трансформацией образовательной системы, в том числе в области образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В аналитическом отчете особое внимание было уделено проблемам и концептуальным предпосылкам инновационного развития образовательных систем и систем обеспечения качества образования. Проанализирован российский и зарубежный опыт решения проблем, в том числе таких как:
— Экспертный анализ проблем инновационного развития и качества систем профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
— Вопросы проектирования системы управления качеством образования в общей стратегии развития системы непрерывного профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
— Комплексная интеллектуальная цифровизация системы профессионального образования;
— Перспективы развития, управление качеством и пути совершенствования дистанционной образовательной системы поддержки стремления и реализации целей построения карьеры молодых людей с ОВЗ и инвалидностью.
По результатам исследования можно определить перечень мер, которые должны способствовать позитивному развитию профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
- Повышение результативности работы по профориентации, как основного вида деятельности, способствующего профессиональной самореализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, возможно при следующих условиях:
- осмысление этой деятельности как вторичной по отношению к уровню образовательных результатов, достигнутых конкретным учеником, что предполагает индивидуализацию содержания и форм профориентационной работы с учетом его особых образовательных потребностей, образовательных достижений, когнитивных возможностей, социального опыта, специфики и выраженности нарушения развития;
- спользование эффективных форм взаимодействия с семьей обучающегося (или лицами его опекающими), в задачи которого должно входить получение значимой дополнительной информации о ребенке (подростке, лице юношеского возраста), консультирование родителей, формирование согласованных позиций в отношении перспектив его профессионального развития;
- организация длительного динамического наблюдения за формированием личностных качеств обучающегося, значимых для освоения будущей профессиональной деятельности вне зависимости от ее вида и уровня сложности; утверждение приоритета результатов динамического наблюдения над результатами диагностического тестирования при формировании рекомендаций по выбору профессионального образовательного маршрута;
- обеспечение организационных условий и методической базы для профориентации и профконсультирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии;
- обеспечение дополнительной подготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих профориентацию и профконсультирование лиц с инвалидностью и ОВЗ.
- Предоставление возможности получения высшего образования лицам с инвалидностью и ОВЗ является важным достижением социальной политики нашего государства, однако благополучное развитие этого уровня профессионального образования нуждается в укреплении ряда важных позиций:
- обеспечение преимущественного права на получение высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ, наиболее подготовленным и устойчиво мотивированным на получение выбранной профессии (на сегодняшний день инвалиды принимаются в ВУЗ на основе результатов ЕГЭ);
- обязательный учет в системе инклюзивного профессионального образования особых образовательных и социальных потребностей (типологических и индивидуальных) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, как необходимое условие уменьшения или компенсации специфических трудностей в процессе их профессионального образования;
- развитие института социальных кураторов, оказывающих содействие в социальной интеграции молодых инвалидов на первых годах обучения;
- создание центров в образовательной организации, оказывающих поддержку образовательного процесса студентов с инвалидностью и консультирование профессорско-преподавательского состава.
- Успешная профессиональная самореализация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью не должна связываться исключительно с качеством предпрофессиональной, профессиональной подготовки и проводимой с ними работы по профориентации. Важность и необходимость этих видов деятельности не оспаривается, однако даже при должном уровне их реализации, они могут рассматриваться лишь в качестве специальной надстройки, базирующейся на результатах предшествующего обучения детей, преодоления и компенсации у них вторичных нарушений развития средствами образования. При низком уровне этих результатов невозможно рассчитывать на успешность любых специальных усилий, направленных на поддержку профессиональной самореализации данной категории обучающихся.
- Для оптимизации профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ, как в масштабах целостной системы, так и на уровне отдельных ее направлений, целесообразно проведение целевых научно-исследовательских разработок, ориентированных на:
- создание механизмов обеспечения преемственности на разных уровнях образования в формировании готовности к выбору и освоению профессии;
- конструирование алгоритмов оценки формируемых у детей качеств в соотнесении с целевыми ориентирами для каждого уровня образования;
- построение форматов и определение содержания мониторинга формирования личностных предпосылок профессиональной подготовки и др.;
- определение критериев оценки эффективности профориентационной работы, и факторов, ее определяющих;
- определение дифференцированных условий и перспектив профессионального образования конкретных категорий обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей на каждом уровне образования.
В результате реализации концепции профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ будут созданы предпосылки для:
- дифференцированного определения условий и перспектив профессионального образования конкретных категорий лиц с инвалидностью и ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей на каждом уровне образования;
- повышения результативности предпрофессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, работы по их профориентации и включению в профессиональную деятельность;
- снижения рисков социальной дезадаптированности и десоциализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, связанных с несостоятельностью в сфере профессиональной самореализации.
Одним из перспективных направлений обеспечения высокого качества образования является разработка и внедрение в образовательную практику систем качества, которые хорошо зарекомендовали себя в сфере производства и услуг.
В этой связи актуальна разработка системы качества многоуровневого непрерывного образования (СК МНО). Она интегрирует усилия многочисленных участников управленческого процесса, создает своеобразное поле для формирования качества образования во всех его аспектах (качество процессов, результатов, текущего функционирования образовательной системы, развития и т. д.).
Анализ тенденций обеспечения качества образования в России позволяет выделить в числе основных следующие принципы организации СК МНО:
- общественно-государственный характер деятельности субъектов управления качеством;
- наличие системообразующего фактора в виде ФГОСа;
- многоуровневость построения системы качества;
- многовариантность организационных и технологических решений на разных уровнях системы качества.
Системное управление качеством – это новая парадигма управления в сфере образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования образовательной организации.
Эффективность системы качества образовательной организации, достигается тогда, когда администрация образовательной организации и весь педагогический коллектив исповедует идеологию системного управления качеством, участвует в работах по управлению качеством.
В связи с решением проблемы построения СК МНО можно сделать следующие выводы:
- В современных условиях существует достаточная теоретико-методологическая база для проектирования и внедрения в сфере образования систем качества разного уровня и назначения. В качестве этой базы выступают достаточно проработанные вопросы выбора критериев и показателей оценки качества в образовательных системах, применения образовательных, профессиональных и социальных стандартов в образовании, разработки процедур аккредитации, моделей квалиметрического мониторинга образовательных процессов и результатов и т. п.
- Управление качеством образования является предметной областью общей теории управления качеством в силу специфики объекта (качество образовательного процесса, подготовки выпускников образовательных организаций). Это новый управленческий подход, призванный разрешить ряд противоречий в период инновационного развития системы образования. Управление качеством образования является частным случаем программно-целевого управления, характеризуется многообразием его видов и носит подчиненный характер по отношению к общему управлению образовательной системой.
- Идея управления качеством образования может быть успешно реализована только на основе концепции многоуровневого построения систем качества. Эта система предполагает ситуационный подход к формированию организационных структур, системное представление объекта управления, достижение оптимального сочетания функционально-линейных и программно-целевых структур, наличие в технологическом блоке двух взаимосвязанных контуров управления (управление качеством текущего функционирования и управление качеством развития), а также согласование методик и процедур диагностики и оценивания на различных уровнях.
Анализ современного состояния организации профориентационной работы в России, позволил выявить основные противоречия между потребностью общества в эффективной организации профориентационной работы и недостаточным применением методов и средств для ее организации; необходимостью дополнительной подготовки специалистов профориентологов и недостаточностью финансовой и организационной поддержки (в том числе и со стороны государства). В этой связи важно обеспечить профориентационное сопровождение решение проблемы профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ как на федеральном, так и региональном уровнях.
Концепт создания инновационной системы образования ориентирован на внедрение цифровых образовательных технологий и создание на их основе образовательных продуктов дистанционного обучения (виртуальных обучающих систем) для дополнительного профессионального образования и корпоративного обучения, включая:
- искусственный интеллект, машинное обучение, геймификацию и визуализацию, интерактивные симуляторы;
- реализацию инновационной системы непрерывного образования с использованием инновационных образовательных технологий и сетевых платформ, направленных на различные целевые аудитории и обеспечивающие качественное образование по индивидуальным учебным планам и персонализированным образовательным траекториям по месту нахождения обучающихся;
- создание предметно-ориентированных библиотек электронных образовательных ресурсов, обеспечение к ним дистанционного доступа для всех участников образовательного процесса.
Применение мультимедийных технологий и сценарных моделей представления знаний предметной области с учетом дидактических, когнитивных и программно-технологических аспектов позволяет спроектировать алгоритмы игровых, имитационных моделей и реализовать эффективный интерактивный ситуационный образовательный кейс, обладающий рядом интеллектуальных функций и основанный на моделях поведения и восприятия человека.
Рякин А.В., Председатель Центрального правления ОООИ «Образование для инвалидов».
Москва, июнь 2022 г.