В рамках решения задач Экспертного совета в части экспертных дискуссий и подготовки публикаций, направленных на развитие деятельности организации в сфере социального предпринимательств, а также выполнения плана работы на 2021 – 2022 год эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» рассмотрели проблемы, возможности и состояние современного рынка труда для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), перспективы развития и пути совершенствования системы поддержки стремления и реализации целей построения карьеры молодых людей с ОВЗ и инвалидностью.
«Развитие человеческого потенциала России невозможно без участия людей с ограниченными возможностями здоровья» (Депутат ГД РФ, заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин).
Актуальность трудоустройства граждан с ОВЗ и инвалидностью возросла в период пандемии COVID-19, которая негативно повлияла на рынок труда. Количество предложений для соискателей с инвалидностью в России, по сравнению с 2019 г, сократилось на 11%, что во многом объясняется общим сокращением предложений о работе за этот период.
Сложившаяся из-за COVID-19 ситуация заставила даже самые консервативные компании задуматься над тем, какие функции нужно перенести из реальной среды в виртуальную. Компании начинают делать первые шаги на пути к цифровой трансформации и искать экспертов, способных подсказать, какие функции и позиции можно перевести на удаленную работу. Возник интерес и у тех работодателей, которые не планировали набирать сотрудников с инвалидностью на удаленную работу. В обострившейся во время пандемии ситуации с трудоустройством важен открытый диалог с работодателями на данную тему с целью создания спецпроектов по трудоустройству специалистов с инвалидностью.
Вопросы инклюзивного трудоустройства пора, на взгляд экспертов, перевести из плоскости социальных программ в плоскость бизнес-эффективности. Создание рабочего места и возможность человеку самостоятельно зарабатывать себе на жизнь окупают затраты на его обучение, реабилитацию, социальную поддержку и так далее. Наличие образования (среднеспециального или высшего), интернета и компьютера и, самое главное, наличие желания работать, помогают любому человеку интегрироваться в рынок труда.
По мнению О. Н. Смолина, ограничение доступа лиц с ограниченными возможностями к самореализации в рамках Российской Федерации, ведет к потере от пяти до семи процентов ВВП.
Существуют ли пути, позволяющие избежать этого?
Да, существуют! И на первом месте, по уровню качественного воздействия на жизнь лиц с ограниченными возможностями здоровья, стоит высшее образование.
Совершенствование информационно-коммуникационных технологий и изменение роли знаний, в условиях повсеместной глобализации и интеграции национальных образовательных систем, ставит высшее образование на первое место в адаптации личности к быстро меняющимся переменам в окружающем глобальном мире. Являясь важнейшим фактором социализации человека, высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. Оно дает им возможность реализовать себя в профессиональном плане, став полезными, деятельными и социально значимыми гражданами своего государства, способными обеспечить свое благосостояние, непрерывное интеллектуальное развитие, духовный и творческий рост. Иначе говоря, образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим первостепенное значение, целенаправленно действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости. А вызванные пандемией проблемы на рынке труда будут стимулировать массовое переобучение специалистов новым навыкам.
По результатам обсуждения эксперты ОООИ «Образование для инвалидов» пришли к заключению, что необходимо провести дополнительные исследования, с привлечением работодателей и образовательных организаций, практической реализации проблемы трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, включая, в том числе, такие вопросы, как:
— экспертный анализ статистических данных о состоянии рынка труда для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с профессиональным образованием;
— законодательство по вопросам трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ при получении ими профессионального образования. Декларации и реалии рынка труда;
— профессиональный карьерный рост молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Инфраструктура поддержки построения карьеры.
— современная система профессионального образования переподготовки кадров по новым специальностям, востребованных на рынке труда.
По результатам исследований подготовить научные публикации и практические рекомендации по реализации трудоустройства и постдипломного сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Рякин А.В., Председатель Центрального правления ОООИ «Образование для инвалидов».
Москва, декабрь 2021.