Программа деятельности ОООИ
«Образование для инвалидов»

1. Степень заботы общества о своих социально незащищенных группах, характеризует уровень его нравственной зрелости. В частности, в образовании встает вопрос о социальном равенстве, проявляющемся в возможности доступа к получению образования граждан, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья. Данная категория населения не имеет возможности реализовать свои конституционные права на образование в образовательных организациях, реализующих обучение по традиционным технологиям с применением контактного взаимодействия с преподавателями и проживанием в кампусах.

Для таких граждан дистанционные технологии и электронное обучение являются выходом из сложившихся жизненных обстоятельств, так как без потери качества обучения предусматривают возможности компенсации отсутствия непосредственного взаимодействия с педагогами и другими обучающимися, возможность продвижения в индивидуальном темпе обучения, возможность регулярного контроля знаний с помощью веб-технологий. Эти технологические особенности позволяют студенту со средней успеваемостью (в стандартных условиях) «приспособить» учебный процесс к экстремальным условиям, сохранить качественные показатели обучения на прежнем уровне.

По статистике в России около 12 млн инвалидов, из них 4 млн – трудоспособного возраста. Среди обучающихся на различных уровнях образования – не менее 4,5% инвалидов (около 900 тыс. человек). Законодательно установлено, что условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Государственные образовательные организации разрабатывают и реализуют адаптированные образовательные программы (ОП), опираясь на традиционные дидактики кампусного обучения, в то время как наиболее удобной для инвалидов была бы электронная информационно-образовательная среда дистанционного образования. Задача Общероссийской общественной организации инвалидов «Образование для инвалидов» — предоставить возможность пользоваться такой средой.

2. Экспериментальное сравнение различных дидакто-технологических методологий обучения людей с ограниченными возможностями показало, что в зависимости от состояния здоровья требуется проводить подстройку образовательных технологий.

Электронное обучение позволяет сделать главное для адаптации – персонализацию темпа прохождения занятий. Во-первых, возможная нерегулярность посещения учебных занятий в традиционном вузе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для обучающегося время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого обучающегося, его интересы и персональный темп продвижения по изучаемому материалу(например, просмотр слайд-лекций в удобном режиме с возможностью возврата, продление времени на экзамены, зачеты).

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении людей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в персонализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если обучающийся не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.

В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему людей с ОВЗ, которая заключается в недостатке общения с другими людьми. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность сетевого взаимного общения обучающихся в рамках курсовых и тематических совместных занятий.

В-четвертых, у обучающегося дистанционно расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле обучающегося, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является, прежде всего, сам обучающийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как время, формы, так и способы обучения. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности обучающегося, повышает его личную ответственность и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам мониторинга.

Современные информационные технологии позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: обучающийся имеет возможность выбрать размер и тип шрифта при просмотре электронного материала, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста. Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: обучающийся сам подбирает персонально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала.

Чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.

Самый важный и ничем невосполнимый ресурс образовательного процесса – это время обучения, которым располагает студент. Этот ресурс надо беречь, каждая минута учебного процесса должна приносить максимальную пользу. В этом и состоит одна из основных задач современной дидактики – рационально распределить учебное время. Для этого необходимо проводить тщательный отбор видов учебных занятий, оставив только те, которые обладают максимальной продуктивностью. Современная дидактика – это технология и организация учебного процесса. Она должна быть эффективной, т.е. обеспечивать его максимальную продуктивность – с учетом индивидуальных особенностей психики обучаемого, давать ему необходимый объем знаний и умений за минимальное время.

3. Образовательные организации, применяющие электронное обучение, должны строить свой образовательных процесс на абсолютно новых инновационных дидактических моделях, в основу которых положены инновационные платформенные решения. Когда учебных процесс проводится с использованием интеллектуальных роботов, активно применяется коллегиальная среда и учебный асессинг, в электронной среде ведется весь процесс академического администрирования.

Внедрение в процесс обучения интеллектуальных роботов вносит кардинальные изменения в современную дидактику. Роботы имеют преимущества перед преподавателями (как говорят шахматисты, «белковыми учителями»). Они информативны, объективны, адаптивны, продуктивны, неутомляемы. Благодаря развитию Интернета и роботизации, получила свое воплощение новая дидактическая модель, когда учебный процесс проводится с использованием интеллектуальных роботов, активно применяется коллегиальная среда и учебное асессирование, в электронной среде ведется весь процесс академического администрирования. В этом случае можно сказать, что основой электронной дидактики является роботизированная образовательная веб-среда обучения, основанная на взаимодействии обучающегося с электронной информационно-образовательной средой, с использованием «облачных» информационных систем и интеллектуальных «роботов». Термин «Ровеб-среда» был введен профессором М.П. Карпенко.

Структура Ровеб-среды должна включать в себя три основных элемента:

— содержательный элемент – анализ и разработка архитектуры образовательных программ, содержания учебных дисциплин, методов аттестаций и вопросов, относящихся к содержанию обучения и контенту;

— технологический элемент – анализ и разработка средств и методов обучения, обеспечивающих максимальную продуктивность образовательного процесса;

— воспитательный элемент – анализ и разработка методов выработки общих компетенций обучающихся.

Ровеб-среда, положенная в основу электронной дидактики, может стать основой массового электронного обучения, имеющая в качестве базисных векторов развития следующие принципы:

— принцип академической мобильности – получение доступа к ресурсам образовательной организации независимо от места нахождения обучающегося;

— принцип индивидуализации – персонализация единой информационно-образовательной среды образовательной организации для каждого обучающегося;

— принцип централизации – обеспечение конфигурации информационно-образовательной среды, при которой обеспечивается централизованное размещение и администрирование ресурсов образовательной и организации.

Ровеб-среда имеет свойства кроссплатформенности и кроссбаузерности. При наличии сети Интернет и личного терминала обучающийся может быть полностью автономен – обучаться в любом месте и в любое время.

4. Рост спроса образование приводит к необходимости широкого применения новых образовательных технологий и созданию коллабораций массовых распределенных вузов, колледжей, школ, библиотек. Для устранения территориального и социального неравенства в доступе к качественному образованию лиц с ОВЗ важен принцип распределенного образования на основе дистанционных технологий с использованием инновационных платформенных решений.

Создание коллабораций законодательно закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ».

5. На основании опыта разработки и внедрения электронной среды обучения определены следующие проблемы дидактики электронного образования, которые должны быть решены в ближайшем будущем:

Полное использование возможностей, предоставленных современными методами информатизации индивидуального администрирования образовательного процесса.

Полное использование потенциала когнитивной продуктивности современных учебных средств.

Общероссийская общественная организация инвалидов «Образование для инвалидов» ставит перед собой цели всемерно содействовать инвалидам в повышении их образовательного статуса с использованием облегчающих эту задачу инновационных технологий, высокоэффективной дидакто-технологической среды, новаторских учебных занятий и соответствующего контента.

Программа деятельности «Общероссийской общественной организации инвалидов» включает в себя:

1. Разработку основных и дополнительных образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, по слуху, опорно-двигательному аппарату и др.

2. Разработку дидактики и образовательного контента с учетом специфики обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработку платформенных решений для дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с применением цифровых технологий и телекоммуникаций.

4. Организацию коллабораций вузов, колледжей, школ, библиотек и других организаций с целью привлечения их к образованию инвалидов и лиц ОВЗ.

5. Учреждения коммерческих организаций с целью финансирования исследований и разработок в области дидактики, содержания, технологического и информационного оснащения образовательных процессов в соответствии со спецификой дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

28.08.18